Мастер-класс для педагогов
26 ноября 2019
Мастер – класс для педагогов
«Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Подготовили воспитатели: МДОУ Детский сад № 10 «Радуга»
Радкевич Л.М, Густерина Е.В.
2019 г
Цель:Повысить уровень профессионального мастерства педагогов через знакомство с развивающими, дидактическими играми блоками З.Дьенеша и палочками Д.Кюизенера, как средством развития интеллектуальных, творческих и математических способностей дошкольников.
Задачи.
- Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
- Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в педагогическом процессе .
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, желание активно применять в работе с детьми по развитию умственных способностей.
- Вызвать у педагогов желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.
- Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Структура мастер - класса:
1.Организационная часть
Подготовка рабочего места и материалов.
2.Теоретическая часть
Объявление темы мастер - класса.
Знакомство с историей возникновения.
Теоретическое обоснование актуальности и эффективности применения логических блоков и цветных палочек с целью развития интеллектуального потенциала у детей.
3.Практическая часть
Практические игры и упражнения с блоками и палочками
4.Заключительная часть
Рефлексия участников мастер – класса
Оборудование:
- мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран);
- набор цветных счетных палочек Кюизенера,БлокиДьенеша
материалы для практикума;
Оборудование и материальное обеспечение :
Интерактивная доска и видео -презентация по теме, комплекты игр «Цветные счетные палочки Кюизенера», « Логические блоки Дьенеша» ,
Ход мастер-класса:
(слайд № 1- 2)
«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр» Ян Амос Каменский
Уважаемые коллеги!Сегодня мы хотим вам рассказать и показать на практике методику использования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста таких развивающих пособий, как Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.
(слайд№3 -4)
Актуальность
Почему так полезны эти развивающие методики? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша и Кьзенера.
Почему? Потому, что современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.Считается, что главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры.
Одними из наиболее эффективныхразвивающих дидактических материалов- являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Этот универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, способствуют развитию таких мыслительных операций как; классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, фантазируют, лучше подготовлены к школе.Эти игры можно использовать в работе с интерактивной доской.
Цель:блоковДьенеша и палочек Кюизенера.
Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством развивающих игр.
(слайд № 5)
ЗолтанДьенешс ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени. С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игревновь и вновь. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
(слайд № 6,7,)
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, жёлтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной.
Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами, состоящий из 24 блоков (отсутствует признак толщины).
Могут быть изготовлены из разных материалов(дерево) самым бюджетным является изделия из пищевого пластика.
(слайд№ 8,9)
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.
(слайд №10 )
Задачи использования логических блоков в работе с детьми:
- Развивать у детей логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
- основами математики и информатики.
(слайд 11)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). )
Подвижных играх(предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
Настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
Сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
ИЗО –деятельность: аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры.
(слайд № 12)
Как работать с материалом? С какого возраста подходят эти методики?
Обычно эти наборы используют для игр с детьми от двух то семи лет.
Но все зависит от развития ребенка. Если вы считаете малыша очень смышленым, то можно попробовать предложить эти блоки уже в год. По разным причинам бывают задержки в развитии, тогда эти наборы подойдут для ребенка и восьми - девятилетнего возраста.
Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.
(слайд №13)
1 этап. Знакомство.( для детей 2 младшей группы (3-года)
Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами, предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками .Даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Отметить, что их много,они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними (использование альбома «Блоки Дьенеша»).После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.В альбомах дети по рисунку-схеме выкладывают блоки сначала путем накладывания по образцу, а затем самостоятельно.
(слайд №14)
Проводятся игры:
- Найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру );
- Найди все синие фигуры (красные, желтые);
- Найди большие фигуры.
- Найди две одинаковые фигуры.
- Можно использовать задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить фигуры так, чтобы у мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
- Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому заниматься им необходимо в последнюю очередь.
(слайд №15, 16,17,18)
Детей средней группы (4-5 лет)
- В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
- Игра «Цепочка», «Дорожки», «Бусы для куклы»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
- Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
- Усложняется работа по схемам по стрелочкам:- Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисовать на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
(слайд №19, 20,21,22)
Детей старшей и подготовительной группы (6-7лет)
Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь он будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
В этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны.
Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.
- Это задание похоже на игры с логическими карточками.
Ребенку необходимо «Расселить жильцов в доме», учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
Продолжаем знакомить с понятием пересекающихся множеств
На первый взгляд задание может показаться очень сложным, но на самом деле для ребенка оно вполне доступно.
Игра «Посадим красивую клумбу»
Игра «Блоки путешествуют» (слайд№23, 24)
Это один из самых увлекательных вариантов игр с блоками. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них не простые, а специальные, для блоков.
К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.
Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.
Игра станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка.
(слайд№25)
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП.
На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.
Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.
Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается начиная со средней группы. Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа. Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша сделает занятие по развитию речи более увлекательным для детей и будет способствовать развитию воображения. Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку.
Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).
Приведём примеры спортивных игр:
Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.
Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно«мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.
Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»).
Сюжетно-ролевые игры
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами.
Чтобы мероприятие прошло удачно, воспитатель может дополнительно использовать средства ИКТ, задействовать игровых персонажей. Интересно проходят интегрированные занятия, где один вид образовательной деятельности плавно перетекает в другой, можно построить занятие в форме путешествия («Путешествие в город геометрических фигур», «Праздник в стране волшебных блоков» и т. п.), или погружения в сказку (например, «Поможем доктору Айболиту», «В гости в Простоквашино» и т. п.).
Слайд (№26)
Картотека игровых занятий с блоками Дьенеша
Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша по возростам.
(слайд № 27
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
(слайд №28)
Цветные счетные палочки бельгийского ученого Джорджа Кюизенера. Это пособие было разработано еще в 1952 году бельгийским математиком ДжоржемКюизенером. Это уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал. Он - универсален, абстрактен и высоко эффективен. Занимательность этого материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
(слайд №29)
Палочки Кюизенера - заменяют конструктор и мозаику. Палочки выступают для ребенка просто игрушками.В этом и прелесть.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Существует и плоскостной вариант палочек из цветных полосок картона. Его эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, ребенок сможет легко освоить основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое.
Палочки помогают проводить игры-исследования, позволяющие удовлетворить естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять логику решения поставленной задачи..Важно, что действия с палочками производятся ребенком сначала бесцельно, а затем приобретают смысл и конечную цель.
(слайд №30,31)
Комплект состоит из 10 пластмассовых призм различных цветов и размеров.
В семейство «красных» входят числа 2, 4, 8, т. е. кратные двум.
В семейство «синих» входят числа 3, 6, 9,т. е. кратные трем;
В семейство «желтых» входят числа 5,10, т. е. кратные пяти;
Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком.
Кубик белого цвета — целое число, укладывается по длине любой палочки.Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия.
С палочками можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Также в набор входят цифры от 1 до 10, знаки сложение, вычитание, деление, умножение, больше-меньше, равно - не равно.
Имеется методическое пособие для каждого возраста начиная с (2-3лет)
(Слайд № 32)
Задачи:ПалочекКюизенера
- Познакомить с формой,цветом,размером,высоты, (упражнять в сравнении предметов). Сенсорное восприятие.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование)
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию
- Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда. Освоение прямого и обратного счета.
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших).
- Усвоить отношения между числами (больше - меньше на.)
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Овладеть арифметическими действиями.
(слайд №33,34, 35)
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
Для начала будет этап ознакомления: ребенок возьмет палочки в руки и рассмотрит. Такое полезное задание развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. А потом можно давать ребенку некоторые из следующих задач:
Возьми в левую руку как можно больше разных палочек, а в правую - поменьше.
Выкладывайте из палочек разнообразные предметы, здания, фигурки. Составьте лесенку от меньшей палочки до самой большой.
Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая.
Для детей будет понятнее, если мы постараемся донести эти понятия через сказку, игру например, выстроить разноцветный заборчик для животных.
Например, у зайчика будет маленький белый заборчик, у лисы в 2 раза больше и длиннее — розовый, а у медведя — самый длинный и высокий — красный (можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов для обыгрывания).
(слайд №36, 37,)
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
(слайд № 38, 39, 40)
Играя с палочками Кюизенера, дети строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, они выкладывают узоры, картинки, сюжеты. Дети имеют полную свободу действий и фантазию.
Игра «Строительство домов»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок. Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.) – С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов? Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий? Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон? Какие окна по величине?
Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»
Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.
Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?
- Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
- Построить числовую лесенку.
- Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
(слайд № 41)
Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, Кьюзенера, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.Чтобы мероприятие прошло удачно, воспитатель может дополнительно использовать средства ИКТ, задействовать игровых персонажей. Интересно проходят интегрированные занятия, где один вид образовательной деятельности плавно перетекает в другой. Что касается конкретных тем для открытого просмотра, то можно построить занятие в форме путешествия («Путешествие в город геометрических фигур», «Праздник в стране волшебных блоков» и т. п.), или погружения в сказку (например, «Поможем доктору Айболиту», «В гости в Простоквашино» и т. п.).
(слайд №42)
Методическая литература
- 1. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.
- 2.«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
- 3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.
- 4. .«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
- 5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996
- 6. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г
- 7.Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
(слайд № 43)
Вывод: Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что палочки Кюизенера и блоки Дьенеша дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительности. Много интересного можно сделать (целый сказочный мир). Эти игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. Игры с палочками создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные творческие формы игровой активности.